Нанимаем специалиста по закупкам

Давайте начнем с функционала, как отправной точки для определения самых важных компетенций.

Часто такая должность возникает в торговых компаниях с довольно большим ассортиментом. В зависимости от ситуации в компании существует 2 варианта превалирующего функционала.

– Закупки осуществляются у разных поставщиков, постоянно ищутся новые, в приоритете минимальная цена. С поставщиками нужно вести постоянный переговорный процесс об условиях и скидках. Периодически решать конфликтные ситуации.

Либо:

– Пул поставщиков сформирован, потребность в дополнительных появляется не часто. Критична своевременность поставок, наличие и оптимальность ассортимента.

Безусловно, бывают ситуации, когда в компании ярко выражены обе потребности. Но это чаще всего ситуация временная. Либо формируется пул, либо выбивается скидка у текущих поставщиков.  Если же у вас по каким-то причинам смешанная ситуация, то имеет смысл оценивать превалирующий функционал по товарам группы А. То есть, по той группе товаров, которая приносят вам максимальный оборот.

Почему мы уделяем столько внимания превалирующему функционалу? Потому что, отталкиваясь именно от него, необходимо ранжировать по важности основные компетенции сотрудника.

В случае, если у вас вариант №1, самыми необходимыми качествами будут:

  • Высокая степень коммуникабельности
  • Умение и желание выбивать скидки

Такому закупщику нужно много общаться, искать новых поставщиков и умело вести переговоры для получения лучших ценовых условий.

В случае 2, самыми важными критериями являются:

  • Развитые аналитические способности
  • Монотонноустойчивость, то есть способность к длительной монотонной работе

Думаю, последняя компетенция вызывает вопросы и даже недоумение. Давайте подробно опишем ежедневную деятельность закупщика в компании с постоянным пулом поставщиков. Его конечная цель обеспечить оптимальное количество товара на складе. Оптимальный уровень запаса означает что:

-товара должно быть достаточно под существующий спрос до следующей поставки

В обратном случае, компания не сможет обеспечить потребности клиентов и потеряет часть покупателей и дохода.

-товара не должен быть в переизбытке

Иначе финансовые ресурсы компании используются нецелесообразно, а также валовая прибыль от продажи данных товаров может стать сопоставима с затратами на хранение. В случае, если товар имеет короткий срок хранения, то переизбыток приведет к в порче и убыткам.

-отсутствие и минимальный уровень неликвида- низко ликвидного товара.

Добавьте к этому, что необходимо рассчитать:

– страховой запас, который должен учитывать риск на случай сбоев в поставках и возможный непредвиденный всплесков продаж

– учесть сезонность, но при этом спрогнозировать рост или падение спроса в текущем сезоне

-проанализировать остатки товара с учетом резерва, который может как подтвердиться, так и нет

-включить в поставку товары под заказ, размещенные в заявках клиентов

-учесть время поставки, а в случаях с ВЭД это могут быть 5-6 недель

-сформировать заказ поставщику с учетом оптимальной загрузки

И это далеко не весь функционал такого закупщика.

То есть, каждодневная работа такого сотрудника, это многофакторный анализ, анализ и еще раз анализ.

Поэтому монотонноустойчивость в данном случае является не менее важным фактором, нежели высокие аналитические способности. Как спринтера неэффективно ставить на длинные дистанции, так и обладателю только быстрого ума с низкой монотонноустойчивостью, не справиться с длительной умственной, но однообразной работой.

Без данного развитого качества у сотрудника развивается монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, повышенным требованием к концентрации и устойчивости внимания.

Человек быстро утомляется, становится безучастным или раздражительным, качество его труда быстро падает, а количество ошибок возрастает.

Монотонноустойчивость можно проверить тестом, либо вопросами выбора:

Например, компании в связи с переездом требуется 2 вида работ: разобрать архив и внести данные в компьютер, либо обзвонить всех клиентов и предупредить о переезде. Времени на то и другое понадобится одинаковое количество. Что вы предпочтете? Почему?

Ярким индикатором в пользу устойчивости к монотонному труду может служить продолжительное спортивное прошлое с многочасовыми тренировками. Или хобби, требующее длительной концентрации внимания.

Довольно часто человек способный к монотонной работе, не сильно коммуникабелен. Ведь он часами может делать однообразную работу и получать от этого удовольствие без всякого общения. Поэтому закупщик для регулярных поставок зачастую совсем не “орел” в выбивании скидок.  Стоит учитывать этот факт. И раз объем такой работы невелик и периодичен, то делегировать переговоры о скидках более умелому сотруднику, например, коммерческому директору. Зато такой менеджер по закупкам в состоянии потянуть работу за двоих, а также в силу типа своей нервной системы очень стрессоустойчив.

Безусловно, встречаются сотрудники, совмещающие в себе аналитические способности, высокую коммуникабельность и приемлемую монотонноустойчивость. То есть те, которых работодатель считает идеальным кандидатом на закупки. Но соединение всех 3-х качеств, как правило, оправдано стимулирует сотрудника к карьерному росту. Ведь умение торговаться это развитый навык переговорного процесса. А по сути, навык продаж. Не принципиально, что мы продаем – имидж компании или товар. В таком случае перед вами потенциальный коммерческий директор.  И он либо вырастает в такой статус в вашей компании, либо начинает искать счастья в другой. Именно так, к примеру, развивалась моя карьера😉. Так что не ищите идеальных, ищите самых подходящих под конкретную должность в вашей индивидуальной ситуации.

Добавить комментарий

Закрыть меню